Обзор за сентябрь-октябрь  2010

 

В Русском Музее проходят две выставки: «Небо в искусстве» и  «Гимн труду».  О них написано в очерках «Быль и небыль неба» и «Был труд».

 

Прошёл пышный праздник, посвящённый 5-летию отеля «Амбассадор». Отель славен тем, что в нём проходят музыкальные вечера маэстро Фабио Мастранжелло. Итальянский дирижёр привозит в Петербург лучшие итальянские голоса, пропагандирует классическую  музыку. На вечеринке присутствовал космонавт Георгий Гречко со своей супругой… Фабио Мастранжелло и привезённые им оперные артисты были в ударе и наполнили сумрачный вечер в залах над крышами Петербурга обаянием «Богемы» и «Травиаты».

 

 

            В «Борее» прошла шокирующая выставка финских художников. Особенно поразила инсталляция Анне Ранден «Я становлюсь сильнее», на которой можно было видеть 12 тазиков с менстуральными выделениями.

 

 

            В Голландском доме на Невском-20 прошла выставка художника Александра Гущина. Его новые работы- это в основном портреты, выполненные в присущей Гущину минималистической манере. Самолётики, диктаторы, женщины… а получился срез настроения сегодняшнего дня.

 

            На Невском проспекте, недалеко от Лавры, открылась «ASH gallery».  Галерея была слишком весёлой, не в петербургском стиле. Так оно и оказалось, арт-директор заведения- москвич Александр Гуляев. Он же и автор удивительных арт-объектов. На человеческих ногах, подобно страусинным, ходит невиданная птица с рыбьей головой. А на ней сидит карлик в треуголке, и держит поганый псилобицидный гриб на тонкой ножке. И в руках у карлика длинное копьё. А хвост птицы- это не хвост, а рукоятка вынимаемого ножа. И на бедре птицы- подвижный шип для хранения  яда. В-общем, таких безделушек из бронзы и кости было в галерее немало, и они начисто сносили крышу. Стало понятно, почему Гуляев не ужился в Москве с такой обериутовско-гоголевской фантазией и в конце-концов перекочевал к нам на Невский. А остальные работы были вполне салонные, декоративные, без подтекстов-  свиньи и коты в бронзе.

 

 

            Одним из самых грандиозных событий культурной жизни Петербурга осенью было официальное открытие музея современного искусства «Эрарта» на 29 линии Васильевского острова. На пяти этажах , в двух крыльях огромного сталинского здания, бывшего НИИ, вольготно раскинулись работы 40 петербургских художников.  Впечатляли мраморные полы, прозрачные лифты, немолодые пионеры, старушки в платках, балерины и дружинники, а также музыка Айги. Но более всего удивило грандиозное столпотворение желающих попасть на открытие музея. Так как в основном это были петербургские художники  и их друзья, то можно было понять, как всем хочется попасть в «Эрарту» не только своими телами, но и своими произведениями. Коллекция музея- авторская, отобрано искусство жирное, весёлое, вкусное, достаточно беспроблемное. Посещать «Эрарту» рекомендуется горожанам, пребывающим в северной фирменной депрессии. Радостная живопись поднимет тонус. Правда, остаётся ощущение «недокормленности». Не хватает градуса интеллектуального напряжения, трагизма девяностых и нулевых. По экспозиции «Эрарты» можно подумать, что мы жили в лучшем из миров  Изумила портретная галерея, вынесенная на лестницу. Хотя в этом есть метафорическая честность. Сегодня искусство- это праздник, радость, а человек в нём  вторичен и выглядит как прислуга, находится на лестнице, ведущей вверх. 

 

 

            В «Борее» открылась выставка Владимира Яшке «Работы на бумаге». Рисунки Яшке собирала галерея «Борей» в течении десятилетий, и правильно делала. Графика художника радует жизненными наблюдениями, сочностью, красотой линий.

            Там же проходит посмертная выставка Сергея Жиркевича, недавно скончавшегося. Фотограф снимал русскую деревню, её людей, её колдунов, стариков, пьяниц. Получилась пронзительная летопись умирания и выживания нашей глубинки.

 

            В Новом выставочном зале Музей городской скульптуры открылась выставка Юрия Горбачёва, американского художника, родившегося и учившегося в Ленинграде, потом – в Одессе. В результате сформировался русский народный художник, в своих картинах, сделанных с помощью золота, серебра, бронзы и эмали, возрождающий русский лубок и народные промыслы. Работы его, в которых исключён чёрный цвет, радостны и забавны, сладки как пряник, и пряны, как индийские благовония. Раздражает американская коммерциализованная подача художника- непременный ряд скучных фоток со звёздами, крикливые преувеличения типа «один из лучших художников тысячелетия», а также назойливая установка Горбачёва рядом с Шагалом. Для русских любителей искусства такая реклама художника кажется назойливой, лишённой чувства меры.

 

         

 

 

            В галерее «Анна Нова» прошла выставка москвича Литичевского. Его зубастые цветочки были восхитительны, философичны. В принципе- это мы, бывшие люди-совки, родом из Цветочного города Незнайки, вынужденные ныне скалить зубы в пугающих врагов гримасах. Его розовые длинные полотенца с роботообразными надписями и картинками, похожие на шизофреническое воспроизведение впечатлений от мультика «Футурама»- креативны и стильны. Первый этаж с комиксами был практически несчитываемым. Тексты, слишком длинные и невнятные, и плохо понятные картинки вызывали недоумение. Всё же комиксы лучше рассматривать в книге. Вспоминалась книга комиксов про Гамбургера и Трубку русско-американского поэта Александра Гальпера, которая продаётся в «Борее». Эта книга – блестящий образец комиксов, где работает всё- и жёлтая бумага, и рисунки, и внятный текст и сюжет. Комиксы Литичевского- это скорее образец постмодернистского опускания смысла и текста, превращения его в спам и хохму-помеху.

 

 

            В центре «Евразия» прошла 4 выставка ремёсел «Мир увлечённых». Корзинки, вышивка, керамика, украшения, носочки вязаные, картинки на бересте были свезены из разных городов России. Меня поразил портфель из лыка и коляска-корзинка, лёгкая и экологичная. Вот они, наши нано-технологии! Мне показалось, что слишком мало было русской посуды, а ведь мы могли бы делать фантастически красивые блюда, тарелки, чашки с русскими орнаментами, вытесняя слащавую китайскую и скучную европейскую посуду.  Одежда из льна тоже была скорее этнографическая, нежели носибельная. А ведь сейчас оживает русский лён, есть модельеры, делающие очень интересную одежду. Я выставила на выставке свои политические коврики, сделанные из советских и российских тканей. Они бодрили народ.

 

 

            Ну и в галерее «Шахматный клуб» на территории Андреевского рынка прошла моя выставка «Уход за Россией». Хотелось сделать выставку-камлание, выставку –заговор на нашу власть, от которой зависит защита лесов от вырубок и пожаров, земли и воды от мусора, горожан от падающих сосулек. Некоторые посетители увидели в трагической выставке Россию не ухоженную, а уходящую…